Тұрғын үй-коммуналдық шаруашылықты жаңғырту бағдарламасының жобасы Мемлекет басшысының «Болашақтың іргесін бірге қалаймыз!» атты Қазақстан халқына Жолдауында белгіленген міндеттерді шешуді көздейді

2015 жылға қарай республика бойынша жаңғыртылған жүйелердің ұзын­ды­ғы 31 мыңнан астам км құрайтын болады.

Күрделі жөндеуді талап ететін кондоминиум объектілерінің үлесі 32 %-дан 22 %-ға төмендеуге тиіс.

Тұрғын үй қатынастарының оңтайлы моделін құруды қамтамасыз ету қажет.

Мемлекет халықаралық қаржы институттары мен біздің банктерімізді тарта отырып, жеке инвесторларға, кәсіпорындар мен азаматтарға тұрғын үйлер мен коммуналдық объектілерді жөндеу және қайта жаңарту үшін қаржыландырудың бірлескен арнайы тетіктерін ұсынады.

Жалпы Бағдарлама тұрғын үй-коммуналдық шаруашылықтың өзара байланысты екі негізгі элементтен тұрады:

бірінші - коммуналдық сектор, ол жылумен, газбен және электрмен жабдықтауды қамтамасыз ететін жүйелерден тұрады;

екінші, бұл тұрғын үй секторының негізгі бөлігі болып табылатын көп пәтерлі тұрғын үйлер.

Бұл ретте, сумен жабдықтау және су бұру мәселелері «АҚ бұлақ» бағдарламасында ескерілген.

Жалпы республика бойынша коммуналдық инфрақұрылымның желілері мен құрылғыларының техникалық жағдайына қарасақ, оның көп бөлігі жөндеу мен ауыстыруды талап етеді.

Сонымен, жылумен жабдықтау саласында жөндеуді талап ететін желілер мен құрылғылардың үлесі 63%, ал электрмен жабдықтау саласында - 73% және газбен жабдықтау саласында - 54% құрайды.

Көп пәтерлі тұрғын үйлердің техникалық жағдайы мынадай: кондоминиум объектілерінің 32 % немесе 50 млн. шаршы метрі күрделі жөндеудің жекелеген түрлерін жүргізуді талап етеді, ал 3,8 млн. шаршы метр немесе 2 % көп пәтерлі тұрғын үй бұзылуға жататын авариялық тұрғын үйлер.

Бағдарламаның негізгі бағыттары:

Первое. Модернизация систем тепло-, электро-  и газоснабжения на принципах Дорожной карты. Результатом данного направления будет ликвидация аварийности сетей, уменьшение степени их износа и  потерь. При этом ставится задача максимального охвата населения результатами реализации проектов.

Второе. Обеспечение ремонта многоквартирных жилых домов.

Третье. Повышение эффективности отрасли ЖКХ.

При модернизации коммунального сектора определены следующие принципы финансирования проектов:

Первое. Модернизация инженерных сетей, находящихся в государственной собственности, будет производиться как за счет бюджетных средств, так и за счет реализации инвестиционных программ предприятий, основанных на тарифном регулировании.

Второе. Модернизация инженерных сетей, находящихся в частной собственности будет производиться за счет тарифов.

Третье. Строительство новых инженерных сетей для обеспечения доступа населения к коммунальным услугам, будет производиться за счет бюджетных средств.

Объемы финансирования проектов модернизации коммунальных систем по указанным источникам следующие:

Затраты предприятий, сформированные за счет тарифов, составят 452 млрд. тенге за 10 лет;

Данные затраты предприятия направят на реализацию инвестиционных проектов, за невыполнение которых действующим законодательством предусмотрено применение экономических и административных мер. Эти функции выполняет Агентство по регулированию естественных монополий.

Дополнительно к затратам предприятий из республиканского бюджета предполагается выделить 166 млрд. тенге.

В порядке софинансирования из местных бюджетов будет выделено ещё 18 млрд. тенге.

Итого на модернизацию коммунальной инфраструктуры в 2011-2020 годы будет направлено 636 млрд. тенге по всем источникам финансирования.

Следует отметить, что суммарная доля бюджетных средств  в общем объеме затрат составляет 29%.

Ремонт многоквартирных жилых домов будет произведен по двум механизмам.

По первому механизму из республиканского бюджета выделяются трансферты местным исполнительным органам для капитализации СПК.

Между КСК, подрядчиком и СПК заключаются договоры.

Собственники квартир вносят в КСК первоначальный взнос в размере 15 процентов от общей стоимости ремонта.

Эти средства КСК использует для оплаты ремонтных работ, выполненных подрядчиком.

СПК оплачивает подрядчику 85 процентов от общей стоимости работ.

За счет совместного финансирования подрядчик выполняет весь объем работ по ремонту дома.

В течение срока, установленного договором, владельцы квартир производят ежемесячные взносы на сберегательный счет.

Накопленные средства со сберегательного счета причисляются в СПК   в качестве оплаты выполненных работ.

Суммы, возвращенные жителями, СПК использует на ремонт других домов.

В течение 10 лет в качестве первоначальных взносов жители направят на ремонт более 15 млрд. тенге.  Вложенные СПК средства, которые подлежат возврату владельцами квартир, составят 90 млрд. тенге.

В перспективе роль СПК возьмут на себя банки второго уровня, международные финансовые институты и Фонд развития ЖКХ, концепцию которого сегодня разрабатывает Всемирный Банк.

По второму механизму из республиканского бюджета акимату области выделяются кредиты под 0,1 % годовых на 7 лет.

Акимат области предоставляет кредит акимату города.

Акимат города создает специализированную уполномоченную организацию - ТОО или  АО со 100-процентным участием государства или привлекает аналогичные действующие ТОО и  АО.

В 2011-2012 годы акимат города капитализирует ТОО. В последующие годы акимат предоставляет ему кредиты.

Между КСК, который является заказчиком, и   ТОО, заключается договор.

По согласованию  с общим собранием владельцев квартир ТОО выбирает субподрядчиков для выполнения ремонтных работ.

ТОО своими силами и с привлечением субподрядчиков производит различные виды ремонта общего имущества.

Собственники квартир вносят в КСК первоначальный взнос в размере 15 процентов от общей стоимости ремонта.

Эти средства КСК использует для оплаты ремонтных работ, выполненных ТОО.

В течение срока, установленного договором, владельцы квартир производят ежемесячные взносы на сберегательный счет.

Накопленные средства со сберегательного счета причисляются в ТОО   в качестве оплаты выполненных работ в рассрочку.

Суммы, возвращенные жителями, ТОО использует на ремонт других домов.

В течение 7 лет в качестве первоначальных взносов жители направят на ремонт более 14 млрд. тенге.  Объем работ, выполненный ТОО за счет своих средств, составит 80 млрд. тенге.

В перспективе роль ТОО  возьмут на себя предпринимательские структуры.

В реализации указанных механизмов ремонта жилых домов предусмотрена адресная поддержка малообеспеченных граждан. Им будет оказана жилищная помощь для оплаты расходов на ремонт общего имущества объекта кондоминиума и взносов на накопление средств. Для этого из республиканского бюджета предусмотрено выделение 109 млрд. тенге за 10 лет.

Учитывая отсутствие предварительных накоплений владельцев квартир, в текущем году указанные механизмы будут реализованы без первоначальных взносов собственников квартир. Начиная с 2012 года первоначальный взнос обязателен.

Следует отметить, что ремонт общего имущества объектов кондоминиума будет включать в себя элементы термомодернизации - это улучшение теплотехнических характеристик зданий, за счет утепления стен, кровли и фасада дома.

В результате проведения ремонтных работ с элементами термомодернизации должна быть достигнута экономия теплопотребления:

- при текущем ремонте - до 10 процентов;

- при капитальном ремонте - до 30 процентов.

Механизмы ремонта жилых домов на первом этапе основаны на использовании бюджетных средств. Поэтому наиболее важным является вопрос обеспечения возвратности бюджетных средств.

В этих целях в действующее законодательство внесены соответствующие поправки, которые уже одобрены Мажилисом в первом чтении.

В целях минимизации рисков обеспечения возврата предусматривается:

1. Обязательность наличия сберегательного счета КСК и ежемесячных отчислений граждан на накопления.   В проекте это  0,02 МРП или  30 тенге на 1 кв.м. в месяц.

2. Решение о проведении ремонта и расходах на него имеет законную силу, когда за него проголосовало не менее 2/3 владельцев квартир. В этом случае данное решение обязательно для исполнения всеми жильцами в доме.

3. На общем собрании владельцев квартир должно быть обязательно утверждено:

-          смета затрат на ремонт;

-           размер расходов на каждую квартиру;

-           размер ежемесячных накоплений;

-           выбор подрядной организации.

4. Обязательное условие договора с СПК, ТОО или  АО, капитализированных за счет бюджетных средств,  - это наличие предварительных накоплений в размере не менее 15% от стоимости работ. Начиная с 2012 года.

Для минимизации рисков от уклонения отдельных собственников квартир от платежей предусмотрено принудительное взыскание задолженности через судебный приказ. При этом срок исковой давности на такую задолженность не ограничен.

В рамках рабочей группы Мажилиса Парламента на второе чтение Закона будет внесена норма, устанавливающая запретна отчуждение квартиры при наличии задолженности на содержание общего имущества, в том числе на ремонт и накопления.

Для повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства Программой предусматриваются следующие мероприятия:

1. Разработка и совершенствование нормативно-технических документов.

2. Проведение научных и прикладных исследований.

3. Повышение квалификации специалистов.

4. Обеспечение потребности в кадрах с высшим образованием.

5. Пропаганда политики энергосбережения.

В целом затраты республиканского бюджета  за 10 лет составят 533 млрд. тенге, из них 160 млрд. тенге - на возвратной основе.

Их этих средств 166 млрд. тенге будет направлено на  модернизацию коммунальных систем, 358 млрд. тенге - на ремонт многоквартирных жилых домов.

За счет всех источников финансирования за 10 лет будет модернизировано более 81 тысячи км. сетей тепло-, электро - и газоснабжения.

Из этого объема к 2015 году будет модернизировано 24,4 тыс. км. сетей.

Программой «Ақ бұлақ» к 2015 году предусмотрена модернизация 5-ти тыс. км. сетей водоснабжения и 2-х тыс. км. сетей водоотведения.

Таким образом, суммарный объем модернизированных сетей к 2015 году составит более 31 тыс. км, что в полной мере обеспечит выполнение поручений Главы государства.

Ожидаемый результат в обеспечении ремонта домов следующий:

За счет создания новой модели жилищных отношений и специальных механизмов совместного финансирования за 10 лет будет отремонтировано 11 624 дома.

Это обеспечит реализацию поручений Главы государства по снижению доли объектов, требующих ремонта, с 32-х до 22-х процентов.

К 2020 году предусмотрено снизить эту долю до 10-ти процентов.